Мой ребенок - человек рассеянный

Апрель 29th, 2009

ребенок, малыш, сын, дочьБез паники! Периодическая потеря мелких вещей – еще не повод ругать малыша…

Ну вот, Мишка опять потерял варежки. А ведь это третьи с начала зимы. На прошлой неделе бесследно пропал красный шарфик. Мишке сложно следить за мелкими предметами — они от него “разбегаются”, а он не замечает.

А что с ним дальше будет, когда в школу пойдет?! Интересно, можно ли воспитать в ребенке внимательность или это уже приговор на всю жизнь — быть ему всегда “человеком рассеянным с улицы Бассейной”?

Шерлок Холмс в даме

Психологи уже довольно давно пришли к выводу, что у детей дошкольного возраста импринтное (от англ. imprint — “отпечаток”) сознание. Это значит, что они познают мир, запечатлевая его целостными картинами, а на мелких деталях их внимание почти не фокусируется. Вот отсюда и таинственное исчезновение шарфиков, и невозможность расставить игрушки на полке в том же порядке, в котором они стояли.

Получается, что если твой ребенок не достиг еще 7—8 лет, то периодическая потеря им малозначащих (для ребенка, конечно, а не для тебя!) предметов не должна быть поводом для сильного беспокойства. Подрастет — научится держать в поле зрения разную “мелочевку”.

Если же ты переживаешь, сможет ли он в первом классе “жить дружно” с линейками, карандашами и ручками, то на досуге займись с малышом простейшими упражнениями на развитие внимания. Например, потренируй его находить различия в похожих рисунках (такие задания есть во многих детских журналах). Увлекательнейшая игра — “Что пропало?”. Ты раскладываешь на столе небольшие предметы — часы, кубик, ключ, конфету, пряник и т. д. Ребенок пытается запомнить этот набор. Потом отворачивается, а ты один предмет убираешь. Малыш должен назвать то, чего на столе теперь не хватает. Вот увидишь, такое занятие понравится и мальчикам, и девочкам.

Есть и такое мнение: теряя какую-то вещь, маленький проказник подсознательно привлекает к себе внимание старших. Подумай над этим! Если обычно из садика вы возвращаетесь молча (ты ведь устала после работы!), то в тот день, когда пропал шарфик, твое красноречие не знало границ.

Телефон сделал “нога”

Но это все малыши… А как реагировать, если ребенок школьного возраста постоянно теряет одни и те же предметы? Это повод серьезно задуматься. Например, твой первоклассник сам возвращается домой из школы. Редкая неделя проходит без того, чтобы он не потерял ключ и не коротал время у соседей. Может быть, маленького школьника тяготит столь ранняя самостоятельность и он, сам того не осознавая, пытается избавиться от ключа как от символа навалившейся на него “взрослости”?

То же самое и с мобильным телефоном. Мы каждый день повторяем: “Только не потеряй!” И вот ребенок уже и не рад, что стал обладателем столь “тревожного” подарка. Результат? Телефон “теряется” из поля зрения…

Вообще, прежде чем ругать свое чадо и называть его “растеряшей”, вспомни, когда и что ты сама теряла в последний раз. Забывчивость не проходит с возрастом бесследно. Периодически она дает о себе знать оставленным в такси зонтиком или потерянным ключом. И это нормально! Психологи уверены: особого сочувствия заслуживают как раз люди, которые никогда ничего не теряют! Они живут в постоянном напряжении, на них давит груз страха и внешних запретов, а радость творчества им вообще неведома. Так, может, лучше уж разрешить варежкам иногда пропадать?!

Что лежит в портфеле? Гвоздь!

Маленький школьник готовится к очередному учебному дню. Ему сложно собрать портфель? Составь вместе с ним список того, что нужно взять с собой. Помоги сложить все предметы в одно место, но не собирай сама портфель! Гиперопека только расслабляет растеряшу. Он привыкнет, что кто-то все время следит за его вещами, а сам так и не научится концентрировать внимание. Представь, что твой сын (дочь) уже взрослый, а ты по-прежнему каждое утро спрашиваешь: “Ключи взял? Документы не забыл?”

Напишите свой комментарий:

Опубликовано в рубрике: Семья и дети