Знания не передаются по наследству. Но природа наделила человека задатками, на основе которых развиваются разнообразные творческие способности, обеспечивающие усвоение знаний.
Возможности человеческого мозга колоссальны и, по-видимому, неограниченны. Наукой давно доказано, что при обучении используется 7—10 % этих возможностей. Человек способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12 институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и заставляют задуматься?
Отметим как аксиому утверждение, что ни к чему не способных людей нет. Однако следует оговориться, что успех в овладении знаниями зависит не только от способностей, но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как при различных способностях ученики могут учиться одинаково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть различными. Никакие способности не могут развиваться сами собой, без постоянного саморазвития и самообразования.
Что же такое умственные способности? Это качества личности, которые обеспечивают относительную легкость и успешность в овладении знаниями.
Способный ученик отличается следующими качествами:
— быстро и правильно понимает изучаемый материал;
— долго хранит в памяти наиболее полезную информацию;
— обладает достаточным арсеналом методов и способов умственных действий;
— умеет решать учебные и жизненные задачи.
Кроме общих способностей, есть способности специальные: литературные, математические, художественные и другие.
Способности, как и мускулы, нужно развивать путем упражнений. Недаром у многих писателей есть девиз: «Ни дня без строчки!», а музыканты говорят: «Чтобы играть, надо играть!» В самом деле, те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты (учащиеся музыкальных школ), и великие пианисты.
Но дело не только в количестве упражнений, а и в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике. Замечательный географ, геолог и писатель Владимир Афанасьевич Обручев (автор знаменитого романа «Земля Санникова») говорил, что «способности, как и мускулы, растут при тренировке». Наукой установлено, что способности развиваются только при максимальном напряжении умственных сил, которое бывает при выполнении сложных заданий, решении трудных, но посильных задач.
В методике, разработанной народным учителем Виктором Федоровичем Шаталовым (автор пособия относит себя к убежденным его ученикам и последователям), главнейшим дидактическим принципом, обеспечивающим высокие учебные достижения, является принцип обучения на высоком уровне трудности. Именно такое обучение и обеспечивает радость от преодоления трудностей и результативности работы.
Развивать свои умственные способности легче при соблюдении некоторых условий.
Первое — заставьте себя заинтересоваться изучаемым материалом. Еще А. С. Пушкин отмечал, что мы «ленивы и нелюбопытны». А французский писатель Анатоль Франс говорил: «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их-с аппетитом». Волевые усилия, потраченные на «вхождение в интерес», будут щедро компенсированы высокой результативностью восприятия и усвоения учебной информации. Вспомните, какими любопытными мы бываем в детстве. Именно в детстве мы познаем мир, приобретаем жизненный опыт, на основе которого строится все наше будущее. К сожалению, взрослея, мы значительно утрачиваем это бесценное качество. А без любопытства мозговая работа идет вяло и малопродуктивно. Поэтому: обучаясь, будем любопытными. Важно преодолеть инертность мысли в начале работы, а потом трудное станет интересным.
Второе — постоянно расширяйте свой кругозор, обращайтесь к знаниям из разных областей науки, искусства и практики. Пусть на вашем рабочем столе или в книжном шкафу на видном и доступном месте стоят тома универсальной справочной литературы (энциклопедии, справочники). У вас есть компьютер. Инсталлируйте в него великолепную «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия». Версия 2003 года содержит 83357 энциклопедических статей, 20895 высококачественных мультимедийных иллюстраций, статистические данные по всем странам мира, иллюстрированную хронику всемирной истории, современный словарь русского языка С. С. Ожегова и Н. И. Шведовой, толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина, интерактивный географический атлас мира, карту звездного неба.
Постоянно обращаясь к справочникам и энциклопедиям, вы в самостоятельной учебной работе будете использовать межпредметные связи, добавляя «кирпичики» в огромное здание своего мировоззрения. Без этого невозможно решение учебных и жизненных задач.
Помните, что приобретаемые знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. Н. Г. Чернышевский тонко подметил: «Знания возбуждают любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее». А Виктор Федорович Шаталов справедливо считает, что знания «агрессивны» в хорошем смысле этого слова.
Завоевать мир через завоевание знаний о нем — преинтересное занятие.
Трудность здесь в том, что мы не всегда умеем мужественно смотреть в глаза своему незнанию, а ведь именно отсюда начинается дорога по расширению знаний.
Третье — углубляйте знания, не скользя по поверхности изучаемого материала, а объясняя и доказывая изучаемые правила, теоретические положения. Глубокий аналитический ум способен уяснить сущность предмета или явления, понять их связь с другими предметами и явлениями.
Четвертое — развивайте гибкость мышления, то есть его способность идти к решению мыслительной задачи разными путями. Гибкий ум способен отказаться от привычных способов решения задач и пойти новым, оригинальным путем; он как бы поворачивает в сознании объект мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его познать.
Пятое — учитесь мыслить самостоятельно, критически. Развитый ум соединяет в себе «несомненное» с «сомнением». Конечно, без доверия к науке нельзя ничему научиться, но, усваивая знания, полезно самостоятельно проверять их в столкновении с другими факторами.
Шестое — овладевайте умением обобщать, то есть учитесь за каждым частным, конкретным случаем или явлением видеть общее, типическое. Варьируйте два основных способа познания — индукцию (умозаключение от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению) и дедукцию (вывод по правилам логики; движение от общего к частному, конкретному). При индуктивном подходе полезно составление по ходу работы обобщающих таблиц и схем, при дедуктивном — работать с опорными конспектами (см. главу «Кодирование учебной информации с помощью опорных сигналов»).
Мы считаем дедуктивный способ более прогрессивным. Вспомните Шерлока Холмса и его знаменитый дедуктивный метод расследования преступлений. Великий сыщик не собирал по крупицам необходимые для расследования улики. Он сразу пытался представить всю картину преступления,’ а затем доказывал его подтверждающими уликами. В этом же ключе работает и известный герой телесериала лейтенант лос-анжелесской полиции Коломбо.
Для школьника процесс познания начинается на уроке со слушания объяснения учителя.
Оцените статью:
Метки: воспитание
августа 19, 2009 at 8:14 пп
очень познавательно
июля 9, 2010 at 8:17 пп
сентября 19, 2010 at 12:05 дп
Кто это писал? И на сколько он сам себя оценивает?
октября 10, 2010 at 8:17 пп
Тот кто писал не коректно ответил на данную задачу… не ту четких постановлений – это категиричит даже тому что он писал,в следствии можно сделать вывод…. – А ты то сам понимаеш что писал? А если даже в связи с тем что я закрою этот сайт и забуду про него , а окажется что я был не прав (с чем мне трудно согласиться) то добавлю – это бональный материал выуженый из шмкольной програмы котороую в 2-3 междустрочьях говарят учителя)
октября 22, 2010 at 8:52 дп
здорово и позновательно и главное правильно написанно
ноября 1, 2010 at 7:30 дп
Статья, простите, некорректна. Для тех, кто не знает – метод Шерлока Холмса был не дедуктивным, а индуктивным. Автор статьи, пропагандирующий углубление в знание и активное пользование словарем, сам “скользит по поверхности знаний”. С фактами нужно быть очень осторожным.
ноября 29, 2010 at 3:13 пп
Можно было бы обвинить писателя, согласиться с комментаторами…. Но…. На этот вопрос возможен более обширный ответ, нежели здесь.. с этим я согласен. И даже при этом, говорю спасибо автору :). Лоля. Дорогая Лоля. Какой метод использова уважаемый, всеми известный Шерлок Холмс, знает только он сам. Но, прочитав книги, и посмотрев все эго фильмы, я уверенно говорю, что он использовал метод Дедукции(в народе-от общего к частному) и соглашусь с вами в том, что использовался и противоположный этому метод – индукции(но редко) И всем советую посмотреть интереснейший сериал нового поколения о Шерлоке Холмсе. год выпуска 2010 (в главных ролях – Бенедикт Камбербэтч) Приятного просмотра :)
февраля 14, 2011 at 1:05 пп
мало информации
ноября 22, 2011 at 6:15 пп
Хватит критиковать!! Да автор допустил несколько ошибок в своём высказывании, но информация хорошо написана и изложена! Says, какие еще на*рен чёткие поставления(нужно чёткое поставление? – изучай психологию, конкретно помогает развить мышление и в быту неоценима)??? Развивать мышление можно во всех направлениях, как в нескольких областях – так и в одной! Чтобы вообще было развитое мышление нужна основа и сытная пища для ума. Попробуйте говорить и доказывать что-то, при этом ничего не зная, даже не имея почвы. Сможете? Так что автору хочу выразить благодарность за статью, хорошо написана.
ноября 22, 2011 at 6:18 пп
А метод Шерлока был больше истрическо-индуктивным. У шерлока были огромные знания в криминалистике.
января 8, 2012 at 5:16 пп
“Лоля Says:
ноября 1, 2010 at 7:30 дп
Статья, простите, некорректна. Для тех, кто не знает – метод Шерлока Холмса был не дедуктивным, а индуктивным. Автор статьи, пропагандирующий углубление в знание и активное пользование словарем, сам “скользит по поверхности знаний”. С фактами нужно быть очень осторожным.”
Если вы читали книгу Конан Дойла “Шерлок Холмс”, то в самом знакомстве Шерлока с Ватсоном есть глава “Искусство дедукции”. И я думаю, что по названию не трудно догадаться, что Шерлок пользовался дедуктивным методом.
ноября 17, 2012 at 5:37 пп
Ошибка в том автор говорит что холмс исп. метод дедукции.Шерлок Холмс использовал индукции,но по книге сам автор К.Дойл и в фильме этот метод называют дедуктивным.А также грубейшая ошибка – “Великий сыщик не собирал по крупицам необходимые для расследования улики. Он сразу пытался представить всю картину преступления,’ а затем доказывал его подтверждающими уликами.”Если кто-либо читал произведения К.Дойля он знает что Холмс собирал факты а потом уже делал умозаключения и всё время говорил Ватсону что нельзя придумывать гипотезу и подстраивать под неё факты.Одним словом намерения автора призвать людей к знаниям является похвальным,но в структуре требования знаний описанным автором есть ошибки.